Объем рынка БАД в России, по оценкам экспертов, за последние 6 лет вырос более чем в 4 раза — с 2, 6 млрд руб. в 2003г. до 11, 5 млрд руб. в 2008г.
Такие данные привела президент некоммерческого партнерства «Производителей биологически активных добавок к пище, лечебного и профилактического питания» (НПП БАД) Татьяна Пилат в рамках международного симпозиума по рынку БАД в Москве.
«Российский рынок БАД демонстрирует активную динамику роста, несмотря на экономический кризис. Ежегодный рост потребления БАД в мире — 3-5%, тогда как в России этот показатель почти втрое выше — 10-12% в год», — сказала Т. Пилат.
На сегодняшний день в России зарегистрировано 7 тыс. 800 наименований БАД, из них 62% — российского производства. По прогнозам аналитического центра НПП БАД, отечественный рынок БАД будет продолжать расти, несмотря на общие экономические сложности, в среднем на 10% в год.
По данным совета Международного альянса национальных ассоциаций производителей диетической/пищевой продукции (IADSA), объем рынка БАД в странах Северной Америки составляет 20 млрд долл. , в Азии — 8 млрд долл. , в европейских странах — 15 млрд долл. (75% продаж приходится на Германию, Великобританию, Францию и Италию).
Большой показатель продаж продуктов для здоровья в Японии — 6 млрд долл. Как отметил президент Международной ассоциации производителей продуктов питания и пищевых добавок Казуо Суэки, Япония является лидером в области профилактических продуктов.
Япония первой начала разработки таких продуктов и определила собственно понятие «функциональные продукты питания». Японские разработки легли в основу этой сферы деятельности по многих странах мира.
В 1991г. в Японии был установлен порядок одобрения функциональных продуктов, которые были определены как альтернатива лекарственным методам лечения, а также на государственном уровне подтверждена необходимость их широкого использования.
В материалах симпозиума отмечается, что потребителями биологически активных добавок к пище в США являются 80% населения, в Европе — 50%, в Японии — 90%.
В России эта цифра несоизмеримо ниже — поливитаминные комплексы и иные препараты БАД принимают не более 8% россиян. Для сравнения: средняя продолжительность жизни в США — 76 лет, в Европе — 67 лет, в Японии — 90 лет, а в России — 60 лет.
Между тем, как отметил директор НИИ питания РАМН Виктор Тутельян, «у современного человека для снабжения организма всем необходимым набором биологически активных веществ есть два пути: либо обычные пищевые продукты в колоссальном количестве — но это проблемы с лишним весом, либо БАД — быстро и результативно».
При этом он указал, что в России на сегодня разработаны 200 современных методов контроля биологически активных веществ, сопоставимых с уровнем организации контроля над лекарственными средствами.