Оригинальный препарат или дженерик: анализ потребительских предпочтений

Елена Максимкина, ММА им. Сеченова

Динамичное развитие российского фармрынка обусловило резкое увеличение числа поставщиков лекарственных средств: количество иностранных компаний, присутствующих на нашем рынке, с нескольких десятков возросло до нескольких сотен, а оптовых посредников — с 200 до 7000. Следствием стремительного расширения оптового сектора явился значительный рост количества зарегистрированных лекарственных препаратов. За последние пять лет было зарегистрировано более 6,5 тыс. наименований лекарственных средств, из которых на долю отечественных приходится менее 10%.

Расширение лекарственного ассортимента произошло в значительной мере за счет поступления на рынок препаратов, которые являются аналогами по составу, дозировке, схеме применения, другим параметрам и отличаются друг от друга только торговыми (фирменными) названиями. Например, препарат диклофенак представлен на российском рынке под 47 различными торговыми наименованиями, нифедипин — 29, парацетамол — 28 и т.д.

Более 80% из всех регистрируемых лекарственных средств приходится на долю воспроизведенных препаратов, называемых также дженериками. При этом стоит заметить, что список популярных в России дженериков весьма специфичен в связи с преобладанием дженериков старого поколения. Так, в соответствии с экспертной оценкой, первые 100 препаратов, наиболее часто используемых в России, никак не соотносятся с первой сотней, используемых промышленно развитыми странами, имеющими сходную с нашей страной структуру заболеваемости.

По результатам проведенного опроса, об обращении оригинальных препаратов и дженериков на фармацевтическом рынке знают 60% врачей, 75% провизоров и всего лишь 20% потребителей. Причем, о существовании оригинальных препаратов и их дженериков известно в основном специалистам в возрасте 33-45 лет и потребителям с высшим образованием.

При сопоставлении цен на оригинальные препараты и соответствующие им дженерики можно сделать вывод, что не более 32% населения могут лечиться оригинальными препаратами и современными дженериками ведущих дженериковых компаний США и Европы. Приобретая лекарственный препарат, потребитель стремится в первую очередь получить качественное лечение — 100% опрошенных покупателей назвали качество основным ориентиром при покупке лекарства. Цена при выборе препарата имеет существенное значение для 70% потребителей, а на названия фирм-производителей при покупке лекарств обращают внимание только 35% респондентов.

Результаты проведенного опроса отражают специфику потребления оригинальных препаратов и дженериков: дешевизна последних является, по сути, основной причиной их популярности. Расширение дженерикового рынка, с одной стороны, и проблемы, возникающие с обращением дженериков, с другой, является общемировой тенденцией, учитывать которую необходимо как российским производителям, так и оптовикам.

Источник: информационно-аналитический портал «Remedium.ru».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *