Галина НАРЦОВА
Несмотря на то, что для ценителей ароматов не существует сезонной активности покупок эфирных масел, потребительский интерес к этой категории товаров наблюдается именно в осенне-зимний период. Опять таки — флакончик с загадочной ароматной жидкостью – необычный и чарующий подарок к новогоднему празднику.
К сожалению, пока к этому ассортименту аптечные работники подходят весьма осторожно. Но провизоры, чья любовь к «его величеству» аромату базируется на профессиональных знаниях, утверждают, что именно аптека (и только аптека!) должна «работать» с этим товаром.
Познание еще в процессе
Само слово «ароматерапия» внедрил в 20-х гг. прошлого столетия Рене Мари Гаттефос, французский химик, занимавшийся исследованием эфирных масел и семейным парфюмерным бизнесом. Позже его идею развил французский врач Жан Вальне, а в 1931 г. немецкий биохимик и физиолог Отто Варбург получил Нобелевскую премию за свои исследования в области ароматов. Он доказал, что масла доставляют внутрь клеток кислород, а в его присутствии заметно замедляется размножение микробов.
На сегодняшний день ученые многих стран продолжают исследовать целебные свойства масел и запахов, но выявить все свойства ароматов пока не удалось никому. Однако факт, что диапазон их влияния на человека широк и разнообразен, не отвергается. Например, ученые склонны признать, что эфирные масла способны:
В качестве лечебно-профилактических средств в отечественной медицине рекомендованы к использованию лавандовое, лимонное, эвкалиптовое, розмариновое, фенхелевое (укропное), гвоздичное масла и масло мяты перечной — всего семь.
Всего же в растительном царстве насчитывается более двух тысяч растений, в которых содержатся эфирные масла. Эфирные масла — прозрачные, бесцветные или слегка окрашенные жидкости, имеющие выраженный характерный запах. Количество различных органических и неорганических веществ, входящих в состав эфирных масел, варьирует от 120 до 500. Настоящее эфирное масло – продукт дорогой: например, для того, чтобы получить всего один литр эфирного масла розы, необходимо переработать более тонны лепестков.
В пользу аптечных продаж
«Российский рынок предлагает огромное количество масел, каждое из которых служит для своих целей. Здесь важно не пренебречь фармакологическими свойствами того или иного вида. Важно знать дозировку, чтобы исключить возможные побочные действия продукта. Я считаю, что только фармспециалист может дать квалифицированную консультацию своему покупателю и помочь сделать правильный выбор» — убеждена Татьяна Новичкова, косметолог салона красоты «Филирина».
Правда, как уже было отмечено, аптеки пока осторожно относятся к такой продукции. Вот несколько принципов работы с эфирными маслами, которыми поделился с нами Денис Логинов, руководитель московской дежурной аптеки №316 «Чертаново»: «При работе с такой группой товаров как эфирные масла, нельзя полагаться на какой-то один фактор, здесь важно все, начиная от месторасположения аптеки, грамотной ассортиментной и ценовой политики, рекламной и информационной поддержки и заканчивая наличием специалиста по ароматерапии. Только тогда масла будут удачным пополнением всего ассортимента.
При выборе линии и производителя необходимо руководствоваться нуждами, целями и задачами своего предприятия. Необходимо тонко улавливать соотношение цены и качества вместо того, чтобы бросаться на уже пользующуюся популярностью марку.
Немаловажно и правильное оформление: масла можно выставить по линии, или же в шахматном порядке, кроме того, некоторые производители уже предлагают готовые витрины.
Не стоит забывать об ассортименте и формировать его таким образом, чтобы «масло розмарина», к примеру, не встречалось дважды у разных производителей. А вообще для успешной работы важен такой субъективный фактор, как желание аптеки и ее работников продавать эфирные масла. Если есть желание и оно подкреплено возможностями, а также присутствием в аптеке грамотного специалиста, то эфирные масла и косметика с их добавлением станут выгодной ассортиментной позицией».
Оригинал или подделка?
Проблема низкокачественного дубликата не обошла стороной и рынок эфирных масел, поэтому даем несколько советов по доступной экспертизе качества такого товара.
первых, этикетка должна быть лаконичной, лишенная рекламной информации. Фасовка эфирных масел: флакон темного стекла объемом 10 мл с дозиметром на горлышке. Исключение составляют особо ценные, дорогостоящие ароматы, которые фасуют по 1 мл (роза, жасмин, нарцисс, мимоза, вербена, тубероза). Во-вторых, как уже было замечено ранее, качественные эфирные масла не могут стоить дешево: среднем — от 10 – 20 у.е. за 10 мл.
Каждый серьезный производитель или дистрибьютор подтверждает качество производства своей продукции стандартами ISO (Международная организация по стандартизации). В документах указываются ботаническое название растения, плотность масла и, что самое важное, индекс рефрактивности.
И, наконец, можно капнуть масло на листок бумаги. Через 20-30 мин. масло испарится, не оставив на бумаге следов. Эфирные масла не являются жирами и не оставляют характерных жирных пятен.
Потребителю предлагается…
Маленькие флакончики с пахучими маслами покупают для массажа, тонизирующих или, наоборот, успокоительных ванн, для добавления в косметические кремы. Эфирные масла высокой очистки используют для ингаляций и внутреннего применения.
Ароматерапия является первостепенным средством в профилактике простуды: если не хотите заболеть — проводите аромасанацию помещения. Но начинайте с маленьких концентраций, с полкапельки. Если это не вызывает никаких аллергических реакций, тогда увеличьте дозу до 2-5 капель.
Какие же марки этой продукции уже освоили аптечный сегмент дистрибьюции? Практически в каждой аптеке, которая занимается реализацией эфирных масел, отметили австрийскую компанию Styx Naturcosmetics. Несмотря на довольно высокие цены, некоторые аптечные предприятия приобретают целые серии продукции этой фирмы. Надо отметить, что многие масла, которые широко представлены в аптеках, нельзя найти ни в одном супермаркете. Например, продукцию компании Bergland, в ассортименте которой есть и базовые масла, и специально подобранные смеси — от непогоды, от стресса, даже от храпа. Компания предлагает и различные концентраты для сауны. Хорошо известны аптечному покупателю эфирные масла компаний «ООО Реал», «Арома-стиль», «Фармфабрика», «Эвалар», «Русская косметика». Но это лишь малая доля из того арсенала, которым обладает ароматерапия.
Источник: Информационно-аналитический портал «Remedium.ru».