Светлана АБРАМОВА, Никита ПОЛЯКОВ
Одной из наиболее зримых новаций фармрынка последнего десятилетия прошлого века стало появление (в конце 90-х) и последующее планомерное увеличение количества аптек с открытой формой торговли. Разумеется, современный формат самообслуживания дает аптечной организации массу преимуществ (мерчендайзинговых, имиджевых, ассортиментных и др.) перед традиционными аптеками, но вместе с тем таит свои издержки и изъяны. К числу таких недостатков относятся, прежде всего, кражи покупателями товаров, находящихся в свободном доступе. Конечно, свести к нулю «несанкционированный вынос», а точнее просто воровство, лекарств и парафармации из «свободной покупательской зоны» нереально, но добиться его максимального снижения – можно.
КАДРЫ РЕШАЮТ… НЕ ВСЕ
Чтобы понять, сколь серьезна для «открытых» аптек проблема краж, достаточно сказать, что даже в столь законопослушных странах, как США и Германия, доля хищений в фармамаркетах колеблется в пределах 1-2% от ежегодного товарооборота. Вот и получается, что экономическая успешность аптек с открытой формой продаж определяется не только грамотным ценообразованием и продуманным маркетингом, но и комплексом мер по профилактике «увода» товара из торговых залов.
Для начала отметим, что, безусловно, свою роль в сохранности товара играет людской фактор – бдительность охранников и фармперсонала. Однако ставка на одних лишь сотрудников, как показывает практика, малоэффективна. У фармспециалистов основное внимание сосредоточено на своих, сугубо аптечных функциях, что же до охраны, то и при запредельной зоркости «объять необъятное» они не в состоянии (даже в аптечных «супермаркетах» с торговой площадью более 100 кв. м число контролеров, работающих в смену, не превышает 2 человек). Можно, конечно, пойти по пути увеличения штата охраны, но, помимо заметного роста расходов на оплату труда новых сотрудников, этот шаг не лучшим образом сказывается на ощущениях посетителей: обилие «надзирателей», пристально отслеживающих любое передвижение, создает у покупателей чувство дискомфорта. А дискомфорт покупателя — это опасность для аптеки потерять его.
«Переход на формат открытой выкладки требует более серьезного контроля над товаром. К сожалению, мир далек от идеала, и попытки уйти с товаром, не заплатив, встречаются не редко», — говорит Петр Грек, коммерческий директор сети аптек «Первая помощь».
НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ БЛЮСТИТЕЛИ
Как следствие, ключевое значение приобретает рациональное применение «неодушевленных помощников» — различных видов противокражных систем.
Не вдаваясь в конструктивные тонкости, напомним, что системы защиты ассортимента (EAS-системы) представляют собой «оборонный комплекс» из специальных антенн, создающих определенное поле, и соответствующей метки (датчика), которая при попадании в это поле меняет его индукцию, в результате чего срабатывает сигнал тревоги. В настоящее время в России используются три вида технологий таких систем: радиочастотные (РЧ), электромагнитные (ЭМ) и акустомагнитные (АМ).
«Сразу замечу: если рассматривать только фармацевтический сегмент, то к помощи радиочастотных систем аптеки прибегают крайне редко, — рассказывает Юрий Гетогазов, директор по маркетингу компании «Антивор». — Это отнюдь не связано с низким качеством радиочастотных устройств. По степени детекционной чувствительности они превосходят электромагнитные и практически не уступают акустомагнитным устройствам, но мало приемлемы для аптек из-за относительной громоздкости жестких защитных датчиков, на которые реагирует система. Они скорее подходят для защиты от краж, например, обуви, кожгалантереи, но мало подходят к сравнительно миниатюрным упаковкам лекарств». Тем не менее в «следовых количествах» радиочастотные системы в российских аптеках все же встречаются.
«Такие известные марки, как Detex line или, реже, Checkpoint, иногда используются в провинциальных фармамаркетах. Причина – более низкая цена в сравнении с другими видами EAS. Что же касается платежеспособной Москвы и крупных мегаполисов, то здесь эксплуатируется исключительно электромагнитное и акустомагнитное оборудование», — констатирует Юрий Гетогазов.
ПРОТИВОКРАЖНЫЙ ПАСЬЯНС
Действительно, проведенный нами опрос ряда случайно выбранных аптек в самых разных районах столицы подтвердил этот тезис. Так, в трех из пяти исследованных точек установлены электромагнитные системы.
«В общем, такая картина более-менее точно отражает список наиболее известных марок EAS на российском рынке», — комментирует этот факт Юрий Гетогазов — Здесь, однако, стоит учитывать, что, как и в случае с любой другой техникой, среди электромагнитных брэндов есть представители раннего поколения (Certus, Meto и пр.) и более современные, технологически усовершенствованные и эффективные (например, BMI). Поэтому, оценивая степень популярности тех или иных моделей среди аптек, нужно осознавать, что, скажем, за последние 10 лет в целом картина спроса будет одной, но на более коротком промежутке времени (например, последние 2-3 года) динамика востребованности разных марок с учетом появления новых, «продвинутых» разработок будет выглядеть иначе».
Еще в двух фармамаркетах, попавших в поле нашей выборки, используются акустомагнитные системы (Sensormatic, WG Pro Guard).
«Системы АМ технологии, — отмечает Юрий Гетогазов, — долгое время были представлены лишь одной фирмой – Sensormatic, поскольку эта компания обладала исключительными правами на производство акустомагнитной техники. Ситуация изменилась по истечении патента в начале нынешнего века: появившийся на рынке новый игрок под маркой WG заявил о себе весьма убедительно и занял прочные позиции на данном рынке. Два этих брэнда сегодня являются безоговорочными лидерами в своей нише».
У КАЖДОГО — СВОЕ
Чем же руководствуются аптеки при выборе тех или иных типов противокражных систем? Каковы сравнительные достоинства каждой из них с точки зрения эксперта, на что обращают внимание сами фармамаркеты?
«Чтобы закрыть тему преимуществ для аптек ЭМ- и АМ-оборудования перед «радиочастоткой», — продолжает Юрий Гетогазов, — отмечу, что защитные датчики этих систем не только имеют оптимальные размеры для аптечной продукции, но еще и хорошо работают на товарах с металлической и фольгированной поверхностью».
Учитывая, что среди товаров открытого доступа в аптеках заметную долю составляют таблетки и капсулы в блистерах из фольги, баночки диетического и детского питания и прочие упаковки с металлическими элементами, подобное свойство акустомагнитных и электромагнитных систем для фармамаркетов переоценить сложно.
Если же сопоставлять эти системы между собой, то здесь у каждой есть свои преимущества. Акустомагнитная техника пусть и незначительно, но превосходит электромагнитную по детекционной восприимчивости (примерно 95-98% против 90-95%). Кроме того, она позволяет «засечь» маркированный товар на большей ширине прохода между антеннами.
Любопытно, что именно последняя особенность подчас служит решающим критерием выбора аптечными организациями именно акустомагнитного оборудования, поскольку влияет на дизайнерский «ландшафт» торгового зала.
«Широкий защитный проход у дверей аптеки создает у посетителя ощущение просторности, большей свободы навигации. Не концентрируя на себе чрезмерного внимания на входе, используемая нами акустомагнитная система как бы дает понять покупателю: здесь проверяют, но доверяют», — призналась нам Елена Соловцова, директор мультимедийной аптеки «Итек».
Источник: информационно-аналитический портал «Remedium.ru».