Анатомия человека

Название науки «  анатомия » (человека, животных, растений) происходит от греческого слова anatemno — рассекать, расчленить, и ее суть заключается в изучении строения организмов и их органов путем вскрытия тканей. Эта наука относится к биологических наук, объединенных под общим термином «морфология» (от греч. morpho — форма, logos — учение).

Морфология (термин ввел немецкий поэт и естествоиспытатель В. Гете в 1817 г.) не ограничивается лишь констатацией сведений о форме и структуре различных частей тела (нормальных, патологических, уродливых и т.п.), полученных на различных методических уровнях (макроскопическом, микроскопическом, клеточном, молекулярном т.п.). Она выясняет также развитие органов и организма в целом под влиянием различных факторов (функциональных, климато-географических и т.д.). Нужно признать, что в историческом рождении многих морфологических наук приоритетность анатомии была, как правило, значительной.

В конце XIX — начале XX в. морфологии выделился и развился ее раздел — эволюционная морфология, цель которой состоит в изучении организмов и отдельных органов в онтогенезе и филогенезе.

Анатомия человека как самостоятельная наука длительное время (до XIX в.) и оставалась в большинстве случаев описательной (отсюда возникла описательная анатомия), т.е. она ограничивалась лишь описании, именование и классификацией органов и систем. Долгое время задачей анатомов было только изучение несколько искусственно усредненного (без учета вариантов) нормального без патологических отклонений организма человека (отсюда берет начало нормальная анатомия).

В эпоху Возрождения и во все последующие времена до наших дней мировая наука обогащалась открытиями, которые объясняли не только определенные явления, но и причины их возникновения и развития. В поисках истины ученые все чаще стали выходить за пределы отдельных наук. Иными словами, происходил процесс интенсивного взаимопроникновения различных отраслей знаний. Не миновала эта прогрессивная тенденция также анатомию человека, впитывала результаты открытий в многочисленных областях знаний, прежде всего в сфере естественных наук.

Следствием этого процесса стала современная анатомия человека, превратилась в одну из фундаментальных дисциплин медицины. Не потеряв права называться нормальной, она, в отличие от анатомы патологической, топографической, спортивной, значительно обогатила свой теоретический смысл, расширила медицинские задачи и одновременно вооружилась новейшими методами исследования.

Следовательно, можно сказать, что современная анатомия человека — это биологическая наука, изучающая форму и строение тела человека, обусловленные функцией и морфофункциональные изменения, происходящие во времени (исторический процесс, индивидуальное развитие), просторные (в разных регионах земного шара) и под воздействием различных факторов (климато-географических, экологических, социальных, генетических, функциональных).

Одно из центральных мест в современной анатомии занимает выяснение неравномерности развития органов в процессе становления и эволюции человека, а одновременно исторического формирования и функциональной взаимосвязи различных структур, определяет целостность организма.

Сегодня особое внимание врачей следует направлять на выяснение морфофункциональной адаптации различных органов и организма человека в целом в загрязненной внешней среды (воздуха, почвы, воды и особенно продуктов питания) различными химическими веществами, тяжелыми металлами, радионуклидами и т.д. Врач-стоматолог должен помнить, что значительные отклонения содержания загрязняющих химических веществ от предельно допустимого, как правило, негативно влияют на морфофункциональное состояние зубочелюстной аппарата: позднее прорезывание зубов у детей или раннее выпадения зубов у взрослых, чаще всего вследствие пародонтоза, довольно частая аномалия формы коронок, патологический прикус и т.д. Все это приобретает особое значение, когда врач вынужден работать в экологически неблагоприятных зонах.

Большое значение для будущих врачей-стоматологов имеет усвоение топографического размещения органов в отношении скелета или иных органов, проекции различных анатомических образований (нервные и сосудистые стволы, места их выхода из костных каналов, выводные протоки слюнных желез и др.) на кожу тех частей тела, изучают, а также на строение межфасциальных щелей сосудисто-нервных пучков. Это поможет в практической работе, особенно во время операций (например, реконструктивные операции челюстей, удаления опухолей верхнечелюстных (гайморовых) пазух, раскрытие одонтологического абсцессов и очагов периостит, перевязки сонной артерии при травмах корня языка или челюстей, трахеотомии т.п.).

Стоит обратить внимание на то, что польза знания анатомии может быть также опосредованной (косвенной). Речь идет, например, об анатомо-функциональные исследования, проведенные на большом количестве людей разных регионов, результаты которых накапливают для сравнительно молодой науки — эргономики, которая изучает человека и его деятельность в условиях производства, организации рабочих мест, усовершенствование станков, рациональное устройство приборов с ручным управлением (особенно скоростных) и т.д.

Во время обустройства стоматологических кабинетов большое внимание уделяют удобным стоматологическим креслам, изготовление которых требует анатомических знаний, а именно: конституциональных типов людей, проживающих в определенных регионах, пропорций тела, высоты над полом (в положении стоя и сидя) различных антропометрических точек.

Очень важно, чтобы стоматолог для операции имел усовершенствованные инструменты, особенно бор приборы, для создания которых нужно детально знать морфофункциональные особенности верхних конечностей человека.

Наконец, для успешной работы врача требуется достаточное и рациональное освещение, что также требует точных знаний о функциональных возможностях органа зрения человека. Следует помнить, что удобное рабочее место повышает работоспособность человека, предупреждает преждевременное утомления, гарантирует высокое качество труда.

www.anatomia.ucoz.com — Анатомический атлас

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Оставить комментарий

Свежие записи
Реклама